Пристань надежд и грез.

Объявление

Создаем героев, господа пристанийцы.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Пристань надежд и грез. » Полезные статьи и другое. » Уильям Гибсон ("отец киберпанка")


Уильям Гибсон ("отец киберпанка")

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Кратко о статье: «Отец киберпанка» написал не одну книгу о жизни хакеров, но практически не знаком с современными технологиями. Сквозная нить всех произведений У. Гибсона — противостояние системы и личности, технологии и культуры.

...Все, что я знаю о вирусных программах, я почерпнул из разговора двух девушек-программисток, которые раньше работали на Пентагон. Если бы я и вправду знал хоть что-нибудь о компьютерах, то сомневаюсь, что мне удалось бы сделать вообще хоть что-то...

Уильям Гибсон

Начало восьмидесятых. В литературный мир напористо прорывается очередное поколение бунтарей — «киберпанки». Со времен «новой волны» прошло почти двадцать лет, отгремели главные сражения между критиками и писателями, читатель довольствовался старыми сюжетами о пришельцах и вариациями на героические фэнтезийные темы. Как говорил Брюс Стерлинг, «НФ дрейфовала без руля и ветрил».

И они решили заявить о себе — громко и надолго. «Большая пятерка»: Брюс Стерлинг, Льюис Шайнер, Грег Бир, Руди Рюкер и Уильям Гибсон. Именно они считаются отцами-основателями одного из самых жестких направлений научной фантастики 20 века.

Пришествие киберпанка сопровождалось заметным шумом в виде манифестов и критических статей. Издавалась полуподпольная газета «Cheap Truth» («Дешевая правда»), где «киберпанки» пропагандировали свои идеи и клеймили на чем свет стоит «идейных врагов». Возникнув из противопоставления старикам «новой волны», киберпанк вырос на «войне» с «гуманистами», параллельным литературным направлением, стоявшим ближе к традиционной литературе, «мейнстриму». Впрочем, это уже совсем другая история. Сегодняшний наш рассказ — об одном из самых ярких представителей «большой пятерки», Уильяме Гибсоне.

Юность киберпанка

Гибсон родился в 1948 году в штате Южная Каролина. Когда ему было восемь, отец Уильяма умер, и Гибсон с матерью переехал в Вирджинию. Там жил до семнадцати лет и был, по собственному признанию, ребенком, «знающим жизнь только по книгам, зубрилой и тюфяком». В Тусоне, где он учился в школе-интернате, Гибсон впервые столкнулся с хиппи, первая волна которых катилась из Сан-Франциско. Какое-то время ходил по трассе, баловался «травкой» и ЛСД, был одним из представителей «рассерженного» поколения, которое в полный рост оторвалось на Вудстоке. В 1968 «закосил» от призыва в армию и присоединился к колонии молодых американцев в Торонто. В 1972 переезжает в Ванкувер, где его жена занималась в Колумбийском университете. С тех пор постоянно живет в Канаде, бывая в Штатах лишь наездами.

В 1977 году в малотиражном журнале «UnEarth» Гибсон публикует свой первый рассказ «Фрагменты голографической розы» («Fragments of Hologram Rose»). Рассказ вызывает интерес, но прорыв Гибсона к массовой аудитории происходит лишь несколько лет спустя. В 1981 году публикуется «Джонни-Мнемоник», а в 1982 — «Сожжение Хром», первые киберпанковские рассказы Гибсона.

«Сожжение Хром» — это рассказ о двух друзьях, Автомате-Джеке и Бобби Квинне, первый из которым был спецом по «железу», второй — по «софту». Ребята промышляют, мягко выражаясь, не совсем законными операциями в киберпространстве — взламывают системы защиты данных и достают нужную клиенту информацию. Сейчас таких называют хакерами. Гибсон называл их «ковбоями консоли», или «крэкерами». В «Сожжении Хром» впервые была описана хакерская операция в виртуальной реальности.

Рассказ написан неповторимым языком, сочетающим обреченную агрессивность и выверенную хрупкость образов и героев. Главные герои далеко не ангелы, назвать их положительными можно с большой натяжкой. Они обычные люди, со своими сильными и слабыми сторонами, не вполне определенной системой моральных ценностей и жгучим желанием вырваться из условий, в которых живут. В «Сожжении Хром» четко проступили основные черты гибсоновской стилистики и манеры изложения, которым он не изменяет уже третий десяток лет. Кроме того, здесь Гибсон впервые коснулся мира, детали которого были прописаны им в классической трилогии «Киберпространство».

Книги Уильяма Гибсона

Нейромант (Neuromancer, 1984)
Граф Ноль (Count Zero, 1986)
Мона Лиза овердрайв (Mona Lisa Overdrive, 1988)
Дифференциальный исчислитель (Машина различий, Difference Engine, 1991)
Виртуальный свет (Virtual Light, 1993)
Идору (Idoru, 1996)
Все вечеринки завтрашнего дня (All Tomorrow’s Parties, 1999)
Распознавание образов (Pattern Recognition, 2003)
сборник рассказов «Сожжение Хром» (Burning Chrome, 1986)

Трилогия «Киберпространство»

В 1984 выходит «Нейромант» — роман, надолго определивший основные черты и тематику киберпанка: противостояние системы и личности, компьютера и человека, технологии и культуры, духа и плоти. Новизна идей, привнесенных киберпанками и Гибсоном в частности, была не в том, что молодые и горячие в очередной раз обрисовали Систему и Человека, который ей противостоит. Эта тема так или иначе разрабатывалась очень многими и не только в рамках фантастики. Киберпанки же попробовали описать, что может получиться в результате сращивания железа и плоти, Человека и Технологии.   

Человечество всю свою историю ищет костыли, которые позволят ему сносно передвигаться по этой жизни со всеми ее прелестями и подлостями. Компенсация неудовлетворенности (ущербности, неполноценности) стала движущим мотивом человека, заставляя его совершенствовать технологии и создавать произведения искусства. Религиозные эзотерические учения, шоу-бизнес, изобретение колеса, телеграфа и домашней кофеварки. Сейчас трудно представить себе жизнь без электричества в сети: отключится не только любимая ультракороткая станция, но и масса других вещей — лифт, метро, заводы, которые делают для нас те мелочи, без которых мы уже не будем так уверены в себе.

Научная фантастика ставила технологию во главу угла. В моральном аспекте технический прогресс был извечной вариацией на тему борьбы добра со злом. Благо это или зло? Классический ответ — все зависит от человека, в руках которого находится техника.

Гибсон не спрашивает, хорошо это или плохо. Это есть. Человек в мире Гибсона обмотан проводами, залатан имплантантами, постоянно подкачивается наркотиками. Без них он не может есть, думать, двигаться... Человек сращен с технологией, сращен настолько, что отделение их друг от друга приводит к катастрофическим последствиям для личности. Сама природа человеческая изменяется от этого симбиоза белковых тканей, железа и кремния. Ключевые пункты человеческой жизни — Смерть и Рождение; связанные с ними моральные проблемы выбора; ответственность за судьбу ближнего и дальнего своего; ценность жизни как того, что дается один раз — всё это становится на другие места. Биологическое клонирование, имплантанты и наркотики, существование кибернетической матрицы, другого мира с совершенно другими законами, обозначили систему ценностей, в которой Рождение и Смерть становятся не ключевыми пунктами, Начала и Конца, а лишь промежуточными станциями пересадки.

«Нейромант» поднял целый пласт проблем, связанных с технологией и ее влиянием на культуру, мораль, философию нового времени. Идеи романа получили развитие в «Графе Ноль» и «Моне Лизе овердрайв». Это не прямые продолжения первой части: в них описываются события, отстоящие друг от друга на семь-восемь лет. Мелькают знакомые по предыдущим частям лица и места, вскользь упоминаются люди и события, с которым Гибсон сталкивал читателя в предыдущих произведениях. Сюжет все так же причудлив и плохо предсказуем, стиль все также блестящ — вполне достойные продолжения для бестселлера.

0

2

Жизнь после «Нейроманта»

В 1987 Гибсон пишет сценарий для третьей части «Чужих». Вариации на тему русско-китайско-американского конфликта в космическом пространстве не вдохновили продюсеров: вариант Гибсона не пошел, фильм сняли несколько лет спустя по совершенно другому сценарию. В 1995 на экраны выходит фильм «Джонни-Мнемоник». Гибсон несколько раз кардинально перерабатывал сценарий, в результате чего от оригинального сюжета почти ничего не осталось. Сюжет стал масштабнее, а упакованный в стильный костюм Джонни в исполнении Кеану Ривза больше напоминал клерка из большой конторы, чем бойца с улицы. Фильм не пользовался широким успехом, но для любителей киберпанка стал заметным событием.

В 1990 в соавторстве с Брюсом Стерлингом писатель создает «Дифференциальный исчислитель» («Машину различий»). Викторианская Англия, Чарльз Бэббидж изобретает механический компьютер, и кибернетический этап научно-технической революции начинается в середине девятнадцатого столетия, со всеми вытекающими последствиями.

К слову — со Стерлингом Гибсона связывает долгая дружба, начавшаяся в период литературных войн с «гуманистами», когда они вместе завоевывали место под писательским солнцем. По утверждению самого Гибсона, когда он хочет проконсультироваться по тем или иным техническим деталям, он первым делом спрашивает Стерлинга.

Трилогия Моста

«Трилогия Моста» обозначает отход от «классического» киберпанка с его беспросветным настоящим и неопределенным будущим. Мир, описанный Гибсоном здесь, более человечен и приближен к нашим реалиям. Технологии больше не являются основным предметом его исследований. Гибсон уделяет больше места рассмотрению культурных феноменов, рожденных этими технологиями.   

Недалекое будущее. Сан-Франциско разрушен и восстановлен после сильного землетрясения. Знаменитый мост «Золотые ворота» становится прибежищем бездомных и маргиналов, которые не хотят жить по правилам общей игры. Главная героиня Шеветта Вашингтон — одна из обитательниц Моста. Она работает курьером, целый день мотаясь по городу на велосипеде. Однажды, передавая пакет очередному клиенту, Шеветта оказывается на вечеринке, где в ее руки попадают очки, через которые можно получить доступ к виртуальности. Очки — собственность одной из латиноамериканских преступных группировок...

Такова сюжетная канва «Виртуального света», вышедшего в 1993 году. Тремя годами позже вышел «Идору», косвенно связанный с Мостом и персонажами «Виртуального света». Главными героями второй части становятся известный музыкант и виртуальная поп-звезда японского происхождения, которые хотят связать себя узами брака. Завершают трилогию Моста «Все вечеринки завтрашнего дня», где Гибсон возвращается к героям «Виртуального света».

Рубеж столетия

Конец 20 века. Сеть стала привычной повседневностью, плоские аркадные игры мутировали в трехмерные пространства с качеством картинки, близким к фотографическому, клонированием никого особо не удивишь.

К границе между тысячелетиями Гибсон подошел состоявшимся писателем с солидным багажом наград, армией поклонников, постоянным местом на страницах «Wired» и других научно-популярных журналов. Литературные битвы остались в прошлом, вместо пишущей машинки писатель купил компьютер и пользуется электронной почтой. Чем живет и о чем пишет Уильям Гибсон начала нового века?

В 2003 выходит последний на сегодняшний день роман Гибсона — «Распознавание образов». Эта книга во многом знаковая для автора. В принципе, фантастическим роман можно назвать весьма условно. Действие происходит в нашем непосредственном настоящем, все описанные технологии — привычные составляющие нашей каждодневной жизни. Главная героиня Кейс Поллард — рыночный эксперт, которая зарабатывает на жизнь, консультируя рекламные и маркетинговые агентства. Ее услугами пользуются ведущие игроки рынка: Поллард обладает уникальным чутьем на дизайн торговых марок и знаков. Об обратной стороне ее способностей знают только родственники и личный психиатр. Кейс страдает от уникального расстройства психики: неудачная торговая символика и реклама вызывают у нее приступы страха.

Героиня романа — «вольный стрелок», кочевник без семьи и долгосрочных планов на жизнь. Текущий смысл жизни Кейс заключается в обсуждении фрагментов кинофильма, которые анонимный автор регулярно выгружает в сеть на всеобщее обозрение. Дело принимает неожиданный оборот, когда Кейс получает задание найти автора фрагментов...

«Распознавание образов» — широкий шаг в направлении мейнстрима. В нем нет игры с технологиями: Гибсон жонглирует современными рыночными символами, «брендами», которые навязывают нам СМИ и массовая культура. Товарные знаки и логотипы двигают людьми и финансовыми потоками. Информация — это власть, и тот, кто найдет новый способ ее создания и распространения, тот и установит новый миропорядок.

Новый Гибсон отошел от киберпанка, но не потерял себя. Книга написана все тем же тонким и узнаваемым гибсоновским стилем. Пусть сюжет не так крут, как в «Нейроманте» или «Идору», но в романе стало больше философской глубины и размышлений о том, чем является Система сейчас, в нашем настоящем.

* * *

Гибсон писал «Распознавание образов» почти четыре года. Судя по календарю, сейчас он находится где-то на полпути к завершению очередного романа. Будем надеяться, что старый киберпанк останется верен себе и через пару лет порадует поклонников очередной книгой.

_____________________________________________________

Это интересно:

В плане использования современных технологий Гибсон остается ретроградом и с трудом воспринимает новшества. Например, пользоваться электронной почтой Гибсона научили его дочери.

«Льдом» у Гибсона называется защита данных в киберпространстве. «...Ice from ICE, intrusion countermeasures electronics...». В посвящении «Нейроманта» Гибсон отводит специальное место Тому Мэддоксу как изобретателю этого термина.

Экранизация «Нейроманта» не состоялась в силу «технических» причин — кто-то еще в середине восьмидесятых выкупил права на книгу. Ходили слухи о скорой экранизации романа в начале этого века, но они пока не оправдались.

0


Вы здесь » Пристань надежд и грез. » Полезные статьи и другое. » Уильям Гибсон ("отец киберпанка")


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно